О чем стоит помнить родителям годовалого ребенка, трехлетнего, семилетнего, тринадцатилетнего и восемнадцатилетнего.
В одном из старых районов Москвы живет очень приличная семья. Правильная такая семья. Прелестная мама-пианистка, вполне молодая женщина с очень красивой осанкой и неземной улыбкой, умный и интеллигентный папа-физик, старший научный сотрудник НИИ, уважаемый коллегами, отзывчивый, внимательный человек.
В семье подрастает мальчик Темочка – белокурый ангел семи лет, немного непоседливый, с ясными голубыми глазами, «как у бабушки Томочки». Темочка и Томочка – два неразлучных человека, две половинки одного яблока, два голубка. У них общие шуточки, понятные только им знаки и пароли. Хотя порой кажется, что и они им и вовсе не нужны. Бабушка и внучек могут общаться без слов. Темочка забирается на большой плюшевый диван, прижимается к бабуле и начинает мерно посапывать, а бабуля нежно укрывает внучка мохеровым пледом и бывает самой счастливой на свете.
– Когда наша мама готовилась к экзаменам в музыкальное училище, я ведь с ним сидела. Темочка совсем маленький был. Я все делала: и кашку варила, и ушки ему лечила – всхлипывает Тома и подносит аккуратно свернутый уголком платочек к глазам, чтобы смахнуть навернувшуюся слезу. – Наш мальчик всегда был очень ласковым и отзывчивым. Никогда не грубил. Мы были примером в детском садике, нам даже грамоту дали.
Тома очень приятная женщина. Ей с трудом можно дать ее 52 года. Аккуратно уложенные волосы, элегантная сумочка и воздушный кремленовый шарфик, подобранный в цвет ее небесно-голубых глаз. Из «бабушкинских» атрибутов у нее, пожалуй, только очки, да и те настолько эстетичны, что вполне могут сойти за легкое кокетство. Она, безусловно, является стержнем всей семьи. Ее очагом. Присутствие такой женщины всегда внушает уверенность и спокойствие.
Свой приход к детскому психологу Томочка причисляет к подвигам, на который из всей семьи смогла решиться только она. Рассказывает сперва сбивчиво, все время извиняясь. Ей кажется, что она виновата абсолютно во всем. «Это я разбаловала своего ангелочка, что же теперь будет», - вздыхает она.
– Вы поймите, ведь если бы у нас в семье хоть кто-то, ну хоть кто-то так разговаривал или хотя бы повышал голос, это бы еще можно было понять. Но ведь у нас нет такого примера. А может быть, – у Томы делаются страшные глаза, - может быть, он попал в страшную компанию, оказался под влиянием какого-нибудь балбеса? –Тома обессилено облокачивается на спинку кресла и смотрит куда-то вдаль.
Психолог просит бабушку объяснить, в чем ужас Теминого поведения. Она охотно отзывается.
- Темочка стал совершенно беспричинно капризным. Чуть что – кидается в истерику. Вот, в последний раз попросила помыть его руки перед едой, так он огрызнулся, кинул в меня яблоком и убежал на улицу. А буквально вчера к нам пришли очень приличные люди с работы отца. Так он начал включать невыносимо громкую музыку и прятаться. Никакие уговоры не подействовали. А еще…Он стал скрытничать!
– Что вы имеете в виду?
- Понимаете, если раньше ему становилось плохо, его кто-то его обижал, например, он сразу же прибегал ко мне и все рассказывал, а я его жалела, успокаивала.
– А теперь?
- А теперь он многое копит в себе. Хотя я вижу, что он переживает. Что же делать? Как его можно вылечить? – Тома слегка подалась вперед и снизила голос, как будто кто-то мог услышать. – Мне бы очень хотелось, чтобы вернулся прежний мой внучек, мой ласковый ангелочек…
Комментарий психолога:
Все чаще консультации с детским психологом становятся практикой обыденной жизни. Однако на консультацию к специалисту родители порой проходят уже очень напуганными поведением своего ребенка. Вполне нормальные (для определенного возрастного периода) вещи приводят их в практически шоковые состояния и вселяют сильный ужас. Специалист по детской психологии помогает разобраться, являются ли некоторые детские проявления естественными и ожидаемыми или же что-то необходимо скорректировать. Важным аспектом, является вопрос о том, как собственно вести себя родителями с подрастающим ребенком. Ну и, наконец, иногда функция психолога заключается в том, чтобы просто разъяснить, что некоторые изменения, происходящие с детьми необходимы и уж, конечно, родителями не стоит всеми силами им противиться. Так что, бабушке Томе придется немного «разочароваться»: прежнего Темочку она уже вряд ли получит. В более или менее стабильном развитии ребенка существуют так называемые кризисные периоды развития. Первое сильное потрясение ожидает родителей на первом году жизни ребенка, когда происходит всплеск самостоятельности и особенно ярко проявляются аффективные реакции, то есть на практике это может происходить так: при очередном родительском «нет» или «нельзя» ребенок пронзительно кричит, падает на пол, бьет по нему руками и ногами. В этот период для ребенка губительна нестабильность: сегодня можно, а завтра нельзя, можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае Не следует терять самообладания. Сейчас от близких требуются терпение и выдержка, именно они помогут смягчить кризис и избавиться ребенку от острых эмоциональных реакций. Самая главная рекомендация взрослым – последовательность в требованиях. Важный результат («новообразование») пройденного кризиса – приобретение независимости. Понятно, что эта детская независимость еще очень долгое время будет развиваться и постепенно преобразовываться во взрослую самостоятельность. Далее психологи предостерегают о кризисе третьего года жизни. Здесь Э. Келлер описывает целых шесть характеристик этого кризиса. Основными из которых являются желание ребенка сделать все наоборот, т.е. проявляется негативизм и упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему хочется, он требует, чтобы с его мнением считались. Отказаться от своего решения ребенок уже не может даже при измененных обстоятельствах. К этим двум характеристикам могут прибавиться строптивость, своеволие, не менее приятный протест-бунт, когда малыш пытается диктовать, например, что он будет есть, а что нет, или может мама уйти из дома или нет. И, наконец, обесценивание. Что обесценивается? Как ни странно, обесценивается то, что раньше было привычно и дорого. Например, девочка Лена очень любила лепить из пластилина разных зверюшек. И родители попросили слепить ее слоника, то есть она получила одобрение родителей. С одной стороны, ей хочется слепить слоника, с другой – еще больше хочется сделать наоборот. Лена нашла выход из сложившегося положения: она расплакалась, стала капризничать и родители, рассердившись, запретили ей вообще подходить к пластилину. После этого наша девочка с удовольствием подбежала к своему столику и принялась за лепку. Именно в это период происходит очень важная вещь: малыш психологически отделяется от близких взрослых, начинает осознавать себя, свою активность, появляется «Я сам». Ребенок стремится действовать в этом мире и изменять его. Это важный этап в эмансипации ребенка. Как ни пугает это родителей, в этот период ребенку необходимо увеличить степень свободы, то есть позволять некоторые вещи делать самостоятельно. И пусть сначала какие-то действия будут получаться плохо или выглядеть как-то нелепо, но в результате ребенок должен с гордостью осознать, что он сделал что-то сам. Следующий «перелом» происходит независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или в 7. Наш юный герой преодолевает именно этот момент в своей жизни. Кризис может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важен тот момент, когда ребенок по-новому начинает воспринимать свое место в социуме. Теперь ребенок включен в общественные отношения. Он становится школьником, выполняет высокоценимую взрослыми учебную работу. Именно с этого момента начинает формироваться такое важное в современном мире «социальное Я» ребенка. В этот же период начинает утрачиваться детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания, пытается не показывать, что ему плохо, приобретается очень важное качество: способность оценивать будущие поступки с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. То есть внутренняя жизнь ребенка начинает отличаться от внешней. Эти процессы и начинают происходить у юного Темочки, что бабушкой воспринимается как скрытность. Так что бабушке Томе не следует паниковать, ее внучек взрослеет и становится самостоятельным. У него начинают появляться свои секреты и свои увлечения, при этом он никогда не перестанет быть любимым внуком своей бабушки и гордиться ясно-голубым цветом глаз, который достался ему именно от нее. Родителями в этот период следует посоветовать поддерживать любые школьные успехи, любые достижения ребенка и ни в коем случае не воспринимать это как само собой разумеющееся. Именно так формируется компетентность ребенка: собственный успех плюс эмоциональная поддержка взрослого. Никакие изменения не происходят в одночасье. Что-то новое накладывается на старые привычки и способы действия, поэтому на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Поэтому проявлениями этого кризиса могут стать кривляния, капризы, конфликты, эмоциональные реакции. Родителям важно знать, что кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года или даже двух лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты и неотчетливы. В этот период наряду с потерями создается что-то новое. Кризисные и стабильные периоды чередуются. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. В этот период новообразования, полученные в кризисы, закрепляются, становятся устойчивыми. Таким образом, бабушку Темы следует предупредить, что скоро закончится кризис 7 лет, наступит длительный период стабильного развития, но впереди ожидается пубертатный кризис (13 лет), связанный с изменением собственного тела, формированием «физического Я» и кризис юности (17-18 лет). Но это произойдет еще очень нескоро… |
Опубликовано: Журнал Gala №8 Август.
Автор: Митина Ольга Александровна