Ежедневно
с 9.00-21.00
г. Москва, ул. Генерала Ермолова, д. 10/6
(м. Парк Победы, 5 мин. пешком)

Великие потрясения

О чем стоит помнить родителям годовалого ребенка, трехлетнего, семилетнего, тринадцатилетнего и восемнадцатилетнего.

В одном из старых районов Москвы живет очень приличная семья. Правильная такая семья. Прелестная мама-пианистка, вполне молодая женщина с очень красивой осанкой и неземной улыбкой, умный и интеллигентный папа-физик, старший научный сотрудник НИИ, уважаемый коллегами, отзывчивый, внимательный человек.

В семье подрастает мальчик Темочка – белокурый ангел семи лет,  немного непоседливый,  с ясными голубыми глазами, «как у бабушки Томочки». Темочка и Томочка – два неразлучных человека, две половинки одного яблока, два голубка. У них общие шуточки,  понятные только им знаки и пароли. Хотя порой кажется, что и они им и вовсе не нужны. Бабушка и внучек могут общаться  без слов. Темочка забирается на большой плюшевый диван, прижимается к бабуле и начинает мерно посапывать, а бабуля нежно укрывает внучка мохеровым  пледом и бывает самой счастливой на свете.  

– Когда наша мама готовилась к экзаменам в музыкальное училище, я ведь с ним сидела. Темочка совсем маленький был.  Я все делала: и кашку варила, и ушки ему лечила – всхлипывает Тома и подносит аккуратно свернутый уголком платочек к глазам, чтобы смахнуть навернувшуюся слезу. – Наш мальчик всегда был очень ласковым и отзывчивым. Никогда не грубил. Мы были примером в детском садике, нам даже грамоту дали.

Тома очень приятная женщина. Ей с трудом можно дать ее 52 года. Аккуратно уложенные волосы, элегантная сумочка и воздушный кремленовый шарфик, подобранный в цвет ее небесно-голубых глаз. Из «бабушкинских» атрибутов у нее, пожалуй,  только очки, да и те настолько эстетичны, что вполне могут сойти за легкое кокетство. Она, безусловно, является стержнем всей семьи. Ее очагом. Присутствие такой женщины всегда внушает уверенность и спокойствие.

Свой приход к детскому психологу Томочка причисляет  к подвигам, на который из всей семьи смогла решиться только она. Рассказывает сперва сбивчиво, все время извиняясь. Ей кажется, что она виновата абсолютно во всем. «Это я разбаловала своего ангелочка, что же теперь будет», - вздыхает она.

– Вы поймите, ведь если бы у нас в семье хоть кто-то, ну хоть кто-то так разговаривал или хотя бы повышал голос, это бы еще можно было понять. Но ведь у нас нет такого примера. А может быть, – у Томы делаются страшные глаза, - может быть, он попал в страшную компанию, оказался под влиянием какого-нибудь балбеса? –Тома обессилено облокачивается на спинку кресла и смотрит куда-то вдаль.

Психолог просит бабушку объяснить, в чем ужас Теминого поведения. Она охотно отзывается.

- Темочка стал совершенно беспричинно капризным. Чуть что – кидается в истерику. Вот, в последний раз попросила помыть его руки перед едой, так он огрызнулся, кинул в меня яблоком и убежал на улицу. А буквально вчера к нам пришли очень приличные люди с работы отца. Так он начал включать невыносимо громкую музыку и прятаться. Никакие уговоры не подействовали.  А еще…Он стал скрытничать!

– Что вы имеете в виду?

- Понимаете, если  раньше ему становилось плохо, его  кто-то его обижал, например, он сразу же прибегал ко мне  и все рассказывал, а я его жалела, успокаивала. 

– А теперь?

- А теперь он многое копит в себе. Хотя я вижу, что он переживает. Что же делать? Как его можно вылечить? – Тома слегка подалась  вперед и снизила голос, как будто кто-то мог услышать. – Мне бы очень хотелось, чтобы вернулся прежний мой внучек, мой ласковый ангелочек…

Митина Ольга Александровна Комментарий психолога:

Все чаще консультации с детским психологом становятся практикой обыденной жизни. Однако  на консультацию к специалисту родители порой проходят уже очень напуганными поведением своего ребенка.  Вполне нормальные (для определенного возрастного периода) вещи приводят их в практически шоковые состояния и вселяют сильный ужас. Специалист по детской психологии помогает разобраться, являются ли некоторые детские проявления естественными и ожидаемыми или же   что-то необходимо скорректировать. Важным аспектом, является вопрос о том, как собственно  вести себя родителями   с подрастающим ребенком. Ну и, наконец, иногда  функция психолога заключается в том, чтобы просто разъяснить, что некоторые изменения, происходящие с детьми необходимы и уж, конечно, родителями не стоит всеми силами им противиться. Так что, бабушке Томе придется  немного «разочароваться»: прежнего Темочку она уже вряд ли получит.

В более или менее стабильном развитии ребенка существуют так называемые кризисные периоды развития.

Первое сильное потрясение ожидает родителей на  первом году жизни ребенка,  когда происходит всплеск самостоятельности и особенно ярко проявляются аффективные реакции, то есть на практике это может происходить так: при очередном родительском «нет» или «нельзя» ребенок пронзительно кричит, падает на пол, бьет по нему руками и ногами.

В этот период для ребенка губительна нестабильность: сегодня можно, а завтра нельзя, можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае

Не следует терять самообладания. Сейчас от близких требуются терпение и выдержка, именно они помогут смягчить кризис и избавиться ребенку от острых эмоциональных реакций. Самая главная рекомендация взрослым – последовательность в требованиях.

Важный результат («новообразование») пройденного кризиса – приобретение независимости. Понятно, что эта детская независимость еще очень долгое время будет развиваться и постепенно преобразовываться во взрослую самостоятельность.

Далее психологи предостерегают о кризисе третьего года жизни. Здесь Э. Келлер описывает целых шесть характеристик этого кризиса. Основными из которых являются желание ребенка сделать все наоборот, т.е. проявляется негативизм и упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему хочется, он требует, чтобы с его мнением считались. Отказаться от своего решения ребенок уже не может даже при измененных обстоятельствах. К этим двум характеристикам могут прибавиться строптивость, своеволие, не менее приятный протест-бунт, когда малыш пытается диктовать, например, что он будет есть, а что нет, или может мама уйти из дома или нет. И,  наконец, обесценивание. Что обесценивается? Как ни странно, обесценивается то, что раньше было привычно и дорого.

Например, девочка Лена очень любила лепить из пластилина разных зверюшек. И родители попросили слепить ее слоника, то есть она получила одобрение родителей. С одной стороны, ей хочется слепить слоника, с другой – еще больше хочется сделать наоборот. Лена нашла выход из сложившегося положения: она расплакалась, стала капризничать и родители, рассердившись, запретили ей вообще подходить к пластилину. После этого наша девочка с удовольствием подбежала к своему столику и  принялась за лепку.

Именно в это период происходит очень важная вещь: малыш психологически отделяется от близких взрослых,  начинает осознавать себя, свою активность, появляется «Я сам». Ребенок стремится действовать в этом мире и изменять его. Это важный этап в эмансипации ребенка.

Как ни пугает это родителей, в этот период ребенку необходимо увеличить степень свободы, то есть позволять некоторые вещи делать самостоятельно. И пусть сначала какие-то действия будут получаться плохо или выглядеть как-то нелепо, но в результате ребенок должен с гордостью осознать, что он сделал что-то сам.

Следующий «перелом» происходит независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или в 7.  Наш юный герой преодолевает именно этот момент в своей жизни. Кризис может начаться в 7 лет, а может сместиться  к 6 или 8 годам. Важен тот момент, когда ребенок по-новому начинает воспринимать свое место в социуме. Теперь ребенок включен в общественные отношения. Он становится школьником, выполняет высокоценимую взрослыми учебную работу. Именно с этого момента начинает формироваться такое важное в современном мире «социальное Я» ребенка.    

В этот же период начинает утрачиваться детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания, пытается не показывать, что ему плохо, приобретается очень важное качество: способность оценивать будущие поступки с точки зрения его результатов  и более отдаленных последствий.

То есть внутренняя жизнь ребенка начинает отличаться от внешней. Эти процессы  и начинают происходить у юного Темочки, что бабушкой воспринимается как скрытность. 

Так что бабушке Томе не следует паниковать, ее внучек взрослеет и становится самостоятельным.  У него начинают  появляться свои секреты и свои увлечения, при этом он никогда не перестанет быть любимым внуком своей бабушки и гордиться ясно-голубым цветом глаз, который достался ему именно от нее.  

Родителями  в этот период следует посоветовать поддерживать любые  школьные успехи, любые достижения ребенка и ни в коем случае не воспринимать это как само собой разумеющееся. Именно так формируется компетентность ребенка: собственный успех плюс эмоциональная поддержка взрослого. 

Никакие изменения не происходят в одночасье. Что-то новое накладывается на старые привычки и способы действия, поэтому на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.  Поэтому проявлениями этого кризиса могут стать кривляния, капризы, конфликты, эмоциональные реакции.

Родителям важно знать, что кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года  или даже двух лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты и неотчетливы. В этот период наряду с потерями создается что-то новое. Кризисные и стабильные периоды чередуются. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. В этот период новообразования, полученные в кризисы, закрепляются, становятся устойчивыми.

Таким образом, бабушку Темы следует предупредить, что скоро закончится кризис 7 лет, наступит длительный период  стабильного развития, но впереди ожидается пубертатный кризис (13 лет), связанный с изменением собственного тела, формированием «физического Я» и кризис юности (17-18 лет). Но это произойдет еще очень нескоро…

Опубликовано: Журнал Gala №8 Август.

Автор: Митина Ольга Александровна

Возврат к списку статей