Ежедневно
с 9.00-21.00
г. Москва, ул. Генерала Ермолова, д. 10/6
(м. Парк Победы, 5 мин. пешком)
  • Главная
  • СМИ
  • Митина О.А.: Журнал «Дополнительное образование».

Митина О.А.: Журнал «Дополнительное образование».

Сентябрьтрадиционно месяц трепетный как для родителей, так и для детишек, которые пошли в школу после продолжительных летних каникул.  Много хлопот, суеты, многое нужно купить, о многом нужно задуматься.

В этот период перед родителями также встает вопрос  о выборе дополнительного образования и  разнообразных кружков, так как основная запись производится именно  в начале учебного года.

Практически все родители, мечтают дать ребенку все самое необходимое и самое лучшее. В настоящее время «рынок услуг» для родителей и детей переполнен. Существуют огромное количество разнообразных кружков (танцевальные, спортивные, художественные и др.),  различные тренинги  для детей и их родителей (тренинги общения, личностного роста, выбора будущей профессии и др.),    множество специальных развивающих программ для малышей, которые только готовятся к школе (Монтессори, Никитин, Масару Ибука, Глен Доман и др) и много-много других направлений.

В сегодняшнем многообразии действительно сложно выбрать именно то, что нужно ребенку. У родителей голова идет кругом, ведь хочется все попробовать, везде сходить и ничего не пропустить.

Но, все-таки, когда родители собираются разнообразить досуг своего чада,  возникает множество вопросов. Когда необходимо начинать заниматься с ребенком? Как понять, что ребенку ближе и правильно выбрать программу?  Необходимо  ли заниматься со всеми детьми, и в каком объеме это необходимо делать? Лучше заниматься дома или куда-то возить ребенка? И, наконец, возможно ли навредить ребенку чрезмерными развивающими и развлекательными занятиями?

Попробуем разобраться во  всем по порядку.

Быть или не быть дополнительным занятиям?

Некоторые родители считают, что необходимо начинать развивать детей с рождения и даже раньше, пока малыш еще не родился. Другие же придерживаются противоположной точки зрения: воспитанием должны заниматься детские сады,  школа, институт и не стоит «мучить» ребенка дополнительно, сверх нормы.

На этот счет существует действительно множество  точек зрения. Но как бы тривиально это не звучало, с детьми заниматься все-таки нужно. Но что вкладывается в понятие «занятие»?

Это, в первую очередь, зависит от возраста ребенка. Занятия с малышами, например,  дошкольного возраста - это не занятия в классическом понимании (парта, стул, учитель). Уместнее определение эмоционально насыщенных  занятий с ребенком, в игровой форме.

Если Вы решились отдать ребенка в таком возрасте в  развивающий клуб, знайте, что полностью все же ничто не сможет заменить общение между Вами и ребенком.    

Например, родитель просто может идти с ребенком по улице и рассказывать ему про окружающий мир, или считать деревья по дороге. И это тоже будет своего рода «занятие».

Для более взрослых детей, младшего школьного и школьного возраста, на первый план выступает все-таки наличие собственного интереса,  внутренняя мотивация, самостоятельное желание заниматься и тратить свое свободное время. Без этого, к сожалению, от любых, даже самых лучших и качественных дополнительных занятий толка будет мало.

Где, когда и сколько заниматься с ребенком  зависит исключительно от самого ребенка и от той семьи, где он растет и развивается. Но, в любом случае, желательно обеспечить возможность общения ребенка со сверстниками.

Если же родители видят необходимость именно в развивающих занятиях для ребенка, в самом начале важно ответить на вопросы: «Какие цели и задачи Вы ставите перед собой, отдавая ребенка на развивающую программу»  и    «С какими трудностями будет проводиться работа в ходе таких занятий?». Для этого вначале необходима грамотная  диагностика, которую возможно провести только индивидуально.

В этом случае лучше заниматься с хорошо подготовленным специалистом-психологом. Так как родители не обладают достаточными знаниями о возрастных особенностях детей, не умеют объяснить малышу понятным языком правила игры, не обладают знаниями и умениями в области психофизического развития ребенка.

И хочется и колется…

На что следует обращать внимание

Учитывая собственные желания и возможности   в сфере дополнительного образования и досуга, нельзя не обратить внимания родителей на самое  главное – уверенность в безвредности таких занятий.

С детьми постарше такой вопрос решается проще. Ребенок  просто подходит к родителям со словами: «Я не хочу посещать кружок лепки, рисования и хор, моя мечта -  ходить на каратэ». С детьми же  младшего возраста (дошкольниками, младшими школьниками), или же с детьми, которые панически боятся разгневать своих родственников, необходимо быть во все оружие.

Итак, на какие изменения в поведении ребенка родителям необходимо обратить внимание?

В первую очередь, необходимо обращать внимание  на базовые вещи:

1.Соблюдение общей физиологической  ритмичности функционирования  организма. Звучит довольно сложно, но имеются в виду простые понятия: протекание сна, бодрствования, появление пересыпания или, наоборот, ребенок  недосыпает, пропадает ритмичность появления  аппетита.

2. Изменения в эмоциональном фоне ребенка. Например, если Ваш ребенок всегда  был спокойный, а потом внезапно возникли импульсивные реакции, на это обязательно следует обратить внимание.

3. Потеря интереса к общению, к познавательной деятельности (ребенку не интересно узнавать что-то новое).

… Последствия

Перегружать ребенка занятиями очень опасно. Сначала на перегрузку у ребенка могут  возникнуть единичные реакции: вспышки агрессии, вспыльчивость,  нет желания заниматься - таким образом, ребенок дает понять, что он перегружен.

Если родители  и дальше не прислушиваются  к появившимся реакциям, то могут  возникнуть  более тяжелые  последствия: нарушение физиологических  процессов (вялость, или чрезмерная  активность).  Здесь  общая потеря интереса к любой информации выступает уже как следствие нарушения физиологических процессов.

Другими словами, в данном случае  картину можно описать так: при сильном переутомлении у ребенка нет энергетических ресурсов для усвоения информации, что часто выглядит как потеря интереса и путается с этим.

P.S. Безусловно, уважаемые родители, Вам решать, где и чему будет учиться Ваше любимое чадо. Но не забывайте, что в какие бы кружки, развивающие центры или на какие курсы Вы не отдали бы  своего ребенка, ему всегда будет необходимо Ваше участие, внимание и чуткое отношение.