Кандидат психологических наук,
психолог высшей квалификационной категории,
доцент, член Российского Психологического Общества.
ведущий специалист центра «Палеон» Э.Ю. Чикирева
Изучая систему семейных взаимоотношений, претерпевающих различные изменения во времени, а также ход семейной истории, наблюдается построение определенных моделей взаимодействий между членами семьи. Каждая модель, как правило, транслируется в последующие поколения.
Институт брака на современном этапе подвергается существенным трансформациям. С учетом данной концепции, взаимоотношения ребенка с отцом и включенности в процесс последнего, является весьма актуальным вопросом современности.
Взаимодействия сегодняшних отцов с детьми носят несистематический характер, а уровень доверия друг к другу весьма низок. Включаясь в личностное пространство ребенка лишь изредка, и сразу отходя на привычно-дистантную позицию, отец подвергает семью структурной трансформации на микро- и макроуровне. В совокупности с социально-экономическими проблемами, психологические проблемы в семье, по определению М.А.Полева (1992 г.), приводят к синдрому «мерцающего отца».
Исследования современной семейной терапии показали, что не привлечение отца к процессу воспитания сыновей, приводит к формированию ряда негативных качеств у мальчиков. Как правило, это агрессия или повышенная конфликтность на почве псевдо-мужественности, которая в свою очередь, нуждается в постоянном подтверждении. Это приводит к отклонениям от норм общественного поведения в виде пристрастия к алкоголю, правонарушениям, сексуальной девиации.
Не имея опыта общения с отцом и наглядного поведенческого примера, юноши, как правило, подвергаются большой психологической проблеме. Они не в состоянии ощутить себя в роли отца и не осознают круг собственных отцовских обязанностей.
Психологами отмечено, что некоторая категория мальчиков, воспитывающаяся без отца, усваивает женский тип поведения. Это также может привести к нарушению поло-ролевой идентификации. Девочки, выросшие в неполных семьях, чаще всего идеализируют мужской образ, отрезая его от реальности. Результатом служит нарушение построения взаимоотношений с будущими мужьями, а впоследствии, как правило, и с сыновьями.
Из поколения в поколение отмечается, что сыновьям свойственен конфликт с отцами. С матерью же у них выстраиваются достаточно близкие взаимоотношения. У дочерей – наоборот. Конфликт с матерью и доверительные отношения с отцом. Отсутствие отца или абстрагирование его от процесса воспитания, по заключению ряда психологов, ведет к формированию заниженной самооценки личности у ребенка и искажению его «Я»-концепции. Завышается или угнетается уровень притязаний. Уровень тревожности, предрасположенности к неврозам, застенчивости, страхам – возрастает. Во взаимоотношениях со сверстниками ярко проявляется чувство личностной недостаточности и неуверенности в себе.
В подростковом возрасте – периоде завершения половой идентификации – значимость отца для ребенка усиливается, а социальный статус родителей имеет большое значение. Положение в обществе, полнота семьи, ее структура – основные положительные факторы представления подростка в среде его сверстников. Отсутствие отца резко снижает уровень компетентности подростка и ослабляет его социальную позицию.
Значение отца для гармоничного развития ребенка в теории психоанализа рассматривается, как механизм процесса выстраивания тройственных отношений, или триангулирование.
Восприятие младенцем отца и матери единым целым продолжается до 7-8 месячного возраста. В этот период ребенок начинает улыбаться отцу. Идет распознание второй фигуры, отличной от матери. Мать – это объект переживаний для малыша, его восприятие мира через ее образ. В этом возрасте ребенок может вступать во взаимоотношения только с одним индивидуумом и, при появлении матери, фигура отца уходит на второй план. Это - возрастная особенность у детей. Но она может спровоцировать определенного рода обиду у отца и вызвать чувство ревности.
Дифференциация отношения к членам семьи у ребенка наступает постепенно. И лишь к годовалому возрасту он начинает различать родителей, не схожесть общения с каждым из них. Предъявлять различные требования к матери и отцу, переживать разноречивые ожидания от отца и от матери. Благодаря этим эмоциям, отец в глазах ребенка превращается в отличающийся от матери и самостоятельный объект.
С этого возраста ребенок учится одновременно контактировать с обоими родителями. Наличие отца, как семейной единицы существует и в том случае, когда ребенок общается с матерью. В теории психоаналитики этот концепт носит название «триангулирование».
Концепт триангулирования не просто привнесение дополнительного объекта к отношению с матерью, отношению с отцом или отношению к обоим родителям одновременно. Эдипов конфликт ребенка не завершится эффективно в возрасте 4-5 лет без наличия четко выстроенной триангулярной структуры взаимоотношений.
Пример взаимоотношений матери и отца преподносят ребенку модель его собственнического поведения и автономных отношений с матерью, как проявление любви. Психологи установили тот факт, что наблюдая любовные отношения родителей, их позитивное отношение друг к другу, ребенок проходит процесс индивидуализации намного легче, нежели в тех случаях, когда в семье этих отношений нет.
Отец, как отдельный, само реализовавшийся субъект, вступает в отношения с другим индивидуумом – матерью. Отсутствие модели любовного безсимбиозного отношения супругов вызывает у ребенка глубокое смятение. Его симбиотическое единство с матерью терпит фиаско. Ребенок чувствует себя никчемным объектом, несхожим на мать, к тому же изгнанным из диады мать-отец. Данная ситуация показывает ребенку модель взаимоотношений между двумя независимыми субъектами, при этом показывая ему, что в данной ситуации он не может быть ни отлученным, ни потерянным. Идентифицируя себя с отцом в данной ситуации, ребенок открывает новые возможности безсимбиозного существования с матерью.
В данной ситуации начинается прогрессивный рост чувства независимого существования. С этим чувством ребенок вступает в «фазу нового приближения». Она отягощена усугублением внутреннего конфликта. С одной стороны стоят регрессивные желания ребенка о безграничной заботе матери о его сущности. С другой стороны – стремление к самоутверждению и независимости.
В следующий период, когда ребенком достигается 1.5-2 летний возраст, на отца возлагаются всего лишь две, но самых основных, функции:
Первая – в качестве бесконфликтного объекта. Этот объект способен взять на себя освобождение ребенка от его конфликта желаний освобождения и воссоединения с матерью.
И вторая – выступить в роли «двойного агента». Представителем материнских свойств, присущих матери. И представителем внешнего мира, с качествами, не присущими матери.
В одной из работ немецкого психолога Гельмута Фигдора, которая посвящена вопросу триангулирования, отмечается следующий аспект: ребенок, «пристав к острову отца», освобождается от влияния матери. В данном случае это действо не является фактором ухода «вон», а является фактом ухода «куда-то». В данном случае это уход к отцу, который несет в себе часть матери.
Рассмотрев все основные аспекты взаимодействия между родителями и детьми в ранних фазах развития, можно сказать, что триангулированию, или тройственной системе отношений в раннем детстве, присуще создание наиважнейших условий завершения процесса индивидуализии, умственного и дальнейшего личностного развития.