Ежедневно
с 9.00 до 21.00
г. Москва, ул. Генерала Ермолова, д. 10/6
(м. Парк Победы, 5 мин. пешком)
  • Главная
  • СМИ
  • 1 канал, психолог-эксперт в программе «Контрольная закупка»

1 канал, психолог-эксперт в программе «Контрольная закупка»

Советская пятиминутка.

Фломастеры

Одна мудрая женщина, именитый психолог с большим опытом, как-то сказала: «Нет другой психологии, кроме детской. Всё остальное – резонанс». И с этим нельзя не согласиться – все мы родом из детства.  Именно из детства наш опыт, взгляды, привычки и, к сожалению, наши проблемы. Какую роль играет в развитии ребенка рисование? Пришло время поговорить со специалистом.

- В каком возрасте у ребенка, как правило, проявляется  интерес к  рисованию?

У разных детей потребность «рисовать» возникает в разное время. Но, как правило, от 1 года до 1,5 лет. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.  Чем раньше мы дадим малышу краски, тем лучше! Некоторые ученые и педагоги даже, не шутя, предлагают начинать с 6-8 месяцев жизни. Дают младенцу поролоновую губку или мягкую тряпочку. А когда он схватит и немного "поиграет" сам, берут ручку малыша в свою, окунают губку в краску и вместе "рисуют" - шлепают на листе бумаги или старых обоях. Через какое-то время малыш проделывает все это и сам, причем с огромным удовольствием.

- Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?

Нет, стоит!

Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

-  приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом,

- способствуют и умственному развитию детей,

- рисование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и   прежде всего на его эстетическое развитие,

- рисование формирует умение самому создавать красивое,

У детей в это время только начинают формироваться представления об окружающих  предметах.  И стремление передать их в штрихах, линиях, очертаниях требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.

Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость.

- На чем и чем ребенок должен рисовать? С чего начать?

Бумага может быть самая разная. Вплоть до оберточной. Главное, чтобы это были большие листы. Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.

- Какие любимые цвета у маленьких современных художников?

Или им все равно, каким цветом рисовать?

Различные характеристики цветов начинаю "работать" примерно с 3х-4х лет, маленьким карапузам до 3х лет, как правило, все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге.

Самые "детские" цвета - розовый, голубой, желтый. Их частый выбор говорит о потребности в любви, ласке, комфорте.

Самые популярные цвета синий, зеленый, красный, желтый, далее идут оранжевый, розовый, голубой. Единицы предпочитают темные цвета (черный, серый).

Кстати, упорное предпочтение этих "мрачных" цветов говорит о том, что ребенка что-то тревожит, он подавлен. Переизбыток красного также указывает на высокую тревожность, наличие страхов. Примерно с шести лет ребенок стремится изображать реальный предмет, поэтому и цвета подбирает "к натуре".

-Я читал, что рисование помогает снять у маленьких детей и психологические проблемы. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо. Психологи используют рисование как действенный метод коррекции страхов, тревожности, застенчивости, сочетают с другими коррекционными методами. Используя такую особенность детского рисования, психологи научились "читать" рисунки, выделяя закономерности изображения.

Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношения между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Часто дети интуитивно используют рисование именно для того, чтобы справиться со страхами, "отомстить" обидчику, "вылить" негативные эмоции. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

- Нужно помогать детям в этом занятии, направлять?

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать.

Часто, из-за того, что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, «каляку-маляку?».  Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Вы можете отбить интерес к рисованию, если станете навязывать ребенку, что рисовать, чем, когда и как.

Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят.

И последний совет - Рисовать фломастерами (впрочем, как и заниматься любым другим видом творчества) кроха должен только под присмотром взрослых!